Понятие инклюзивного образования в наше время

Смысл термина «инклюзия» — включение, а если в контексте темы – реальное вовлечение людей с отклонениями в развитии в полноценную жизнь социума. Соответственно термин «инклюзивное образование» означает один из путей совершенствования образования, основанного на идее о том, что дети с ОВЗ (ограниченными возможностями) в нашем социуме должны и полноценно развиваться, и активно участвовать в общественной жизни.

Эта инновационная идея ориентирована на создание доступных кондиций обучения для всех без исключения, в том числе для детей с ОВЗ.

В современной России реализуются 3 вида обучения детей с отклонениями:

  • Обучение по видам ограничений у детей с нарушенной речью, слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом, интеллектом, психическим развитием, в спецучреждениях 1-8 видов;
  • Интеграционное, реализуемое в спецклассах учебных учреждений;
  • Инклюзивное, когда дети с ОВЗ учатся в одном коллективе с обычными детьми.

Последний вид находится в России на начальном этапе развития и имеет под собой государственное нормативное обеспечение в виде Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», а также целого ряда международных конвенций. Соответствующая программа развития включает не только приспособление школьной среды, но и обязательное обучение педагогов, куда входят направления:

  1. По формированию дополнительной системы индивидуальной поддержки;
  2. Обучение в соответствии с личными планами обучения;
  3. Изменение системы оценки и аттестации школьников по этим планам.

Педагогам, работающим в этой системе, как никому подходят слова Конфуция – «Не печалься, что люди не знают тебя. Печалься, что сам не знаешь людей». Иными словами, именно тонкий психолого-педагогический подход особенно актуален в работе с детьми с ОВЗ.

Идеологически, инклюзивное образование полностью отвергает какую-либо дискриминацию детей, поскольку призвано обеспечить равные отношения со всеми учащимися, создавая при этом благоприятную среду для развития детей, испытывающих различные познавательные потребности.

Речь идёт о формировании гибкой системы обучения, учитывающей потребности всех детей, разных этнических групп, пола, возраста, разных социальных групп, а не только детей с ОВЗ. Качество гибкости системы должно обеспечивать подстройку под особенности детей, а не наоборот. Преимущества внедрения системы должны получать все учащиеся, а не только отдельные группы.

При этом дети с ОВЗ могут постоянно или частично находиться в учебном процессе, обучаясь по индивидуальному плану. Индивидуальное обучение детей должно обеспечиваться совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто имеет возможность оказать необходимую поддержку.

Примечательно, что эта, в полной мере инновационная идея носит выраженную гуманистическую направленность – важно помочь человеку развиваться достойно и свободно, в соответствии с его склонностями, а нередко и талантами.

Базовые принципы системы

В основу системы положены восемь базовых гуманитарных принципов:

  • Ценностное качество личности имеет непреходящее значение и не зависит от её способностей;
  • Любой человек – это чувствующий и думающий организм;
  • Право общаться и быть принятым универсально и распространяется на всех;
  • Настоящее, реальное образование может быть реализовано исключительно в русле полноценных, педагогически продуманных взаимоотношений;
  • Люди испытывают нужду в дружеских отношениях и поддержке;
  • Содержание прогресса в развитии состоит именно в том, что человек может делать, а не в том, чего он делать не может;
  • Многообразие способствует развитию всех сторон человеческой жизни.

Кроме этого, система должна охватывать учебные заведения всех уровней образования, от среднего, до высшего. Главная цель системы – формирование беспрепятственной, благоприятствующей развитию, обучающей среды для детей с ОВЗ.

Практическими же целями и задачами такого учебного заведения являются:

  1. Организация целостной и гармоничной, психологически комфортной учебной среды, предусматривающей различные пути и методы детского развития;
  2. Разработка системы продуктивной психологической поддержки образовательного цикла посредством привлечения диагностико-консультативных, коррекционно-развивающих, лечебно-профилактических, социально-трудовых методов работы;
  3. Разработка и внедрение инновационных программ, направленных на повышение педагогического профессионализма;
  4. Разработка и внедрение новых моделей инклюзивного образовательного цикла в учебных заведениях.



Материал подготовлен редакцией сайта https://fin-book.ru/chto-takoe-inklyuzivnoe-obrazovanie-prostymi-slovami/