Реабилитация опорно-двигательного аппарата – это комплекс процедур, который может помочь человеку восстановить силу и способность управлять своими мышцами и суставами. Данный вид лечения может быть использован после несчастного случая, травмы или заболевания, которое привело к нарушениям костно-мышечной системы человека. Реабилитация не отменяет и не устраняет ущерб, причинённый болезнью или травмой, а, скорее, помогает восстановить оптимальное здоровье, функционирование и благополучие всего организма.

Успех реабилитации зависит от множества факторов, включая следующие:

  • Характер и серьезность заболевания, расстройства или травмы
  • Тип и степень любых возникающих в результате болезни нарушений или инвалидности
  • Общее состояние здоровья пациента
  • Поддержка семьи

Наиболее частым видом детской инвалидности, которую лечат в отделении реабилитационной медицины, является церебральный паралич, за которым следуют миелодисплазия, мышечная дистрофия, черепно-мозговая травма, различные типы нарушений развития и другие неврологические и ортопедические проблемы.

Комплексная поэтапная медико-социальная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата решает задачу восстановления физиологического и социального статуса ребёнка-инвалида, интеграции его в общество посредством комплекса приёмов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребёнка.

Детские терапевты работают с ребёнком и его семьей, чтобы помочь ему приобрести навыки, необходимые для того, чтобы не отставать от своих сверстников, исследовать окружающий мир и наслаждаться множеством прекрасных вещей, которые может предложить детство.

В команду реабилитационной программы входят врачи, сертифицированные в области реабилитационной медицины для детей; практикующие медсестры; эрготерапевты и физиотерапевты; остеопаты; логопеды; дефектологи; учителя; специалисты лечебного отдыха; социальные работники; психологи. Это создает целостную картину болезни и позволяет применять индивидуальные методы лечения.

Удовлетворяя меняющиеся потребности и опираясь на сильные стороны и ресурсы ребёнка и его семьи, раннее начало реабилитации может снизить затраты на неотложную медицинскую помощь и предотвратить инвалидность.

Каждый ребёнок, в зависимости от индивидуальных потребностей, имеет право на получение следующих видов помощи:

  1. Социально-медицинская реабилитация:

-консультации врачей;

-мануальная терапия;

-ЛФК;

-иппотерапия;

-музыкальная терапия;

-анималотерапия;

-гирудотерапия;

-иглоукалывание;

-физиотерапевтические процедуры (электросон, лечение парафином, УФО, электрофорез, магнитотерапия, лазерная терапия);

-гидротерапия.

Физиотерапевтическое лечение занимает важное место в реабилитационных программах. Оно проводится в оборудованных кабинетах и включает в себя электросон, электрофорез, СВЧ-терапию, дарсонвализацию, светотерапию, термотерапию, магнитотерапию, ингаляции.

Электротерапия – это более поздняя эволюция методов физиотерапии, основанных на энергии. В этой форме лечения электростимуляция обеспечивается путём прикрепления электродов к коже. Электроды заставляют мышцы сокращаться, что, в свою очередь, помогает предотвратить атрофию – лучше всего использовать у детей с параличом или сильно ограниченным диапазоном движений. Электротерапия также может использоваться в сочетании с лазерной и ультразвуковой терапией.

Ультразвук – ещё один метод, который часто используется при физиотерапевтическом лечении. Ультразвук оказывает глубокое нагревательное воздействие непосредственно на мышцы и мягкие ткани. Нагревание поврежденных участков улучшает кровообращение и способствует хорошему заживлению.

В лазерной терапии используется свет для ускорения естественных процессов заживления организма. Лазерный луч перемещается по коже, так что световая энергия (фотоны) проникает в ткань, где взаимодействует с различными молекулами (хромофорами), вызывающими различные биологические эффекты.

  1. Социально-психологическая реабилитация

-психодиагностика;

-индивидуальные и групповые курсы коррекции с детьми по развитию когнитивной, эмоциональной и волевой сфер и навыков общения;

-консультирование родителей.

Психосоциальная реабилитация не всегда необходима, но она может быть полезной частью комплексной программы лечения.

Психологи-реабилитологи, часто в составе команд, оценивают и лечат когнитивные, эмоциональные и функциональные проблемы и помогают детям преодолевать препятствия на пути к участию в жизненной деятельности.

В сенсорном помещении проводятся курсы, ориентированные на расслабление, снятие нервно-психического напряжения, изменение психоэмоционального фона, активацию мыслительный деятельности путём стимуляции и совершенствования тактильно-мышечных модальностей. Оснащение сенсорного пространства представляет собой организованную систему, состоящую из множества разнообразных стимуляторов, влияющих на органы зрительный, слуховой, осязательной, обонятельной систем и опорно-двигательных рецепторов.

Атмосфера «живой сказки», создающей весёлое настроение в сочетании с рядом благотворных воздействий на организм, делает сенсорное пространство неоценимым при работе с ребёнком для улучшения его общего и психоэмоционального состояния, снижения раздражительности. Занятия по психотерапии благоприятствуют становлению у малышей и подростков самоорганизации, навыков контроля в поведенческой, эмоциональной и коммуникативной сферах.

Конкретные методы психосоциальной реабилитации могут значительно варьироваться от случая к случаю в зависимости от потребностей ребёнка и имеющихся ресурсов. Этот процесс очень индивидуализирован, ориентирован на человека (а не его недуг) и основан на тесном взаимодействии.

  1. Социально-педагогическая реабилитация

-занятия с социальным педагогом, логопедом, дефектологом, ориентированные на развитие у ребёнка социально-культурных, санитарно-гигиенических, жизнеобеспечивающих навыков, а также на проработку общего сознания и коррекцию речи.

Логопед помогает ребёнку с проблемами глотания или коммуникативными расстройствами, вызванными травмами головного мозга, врождёнными дефектами или множеством других медицинских диагнозов, которые могут вызвать затруднения при проглатывании еды или нарушения речи.

Логопеды и дефектологи работают как часть совместной междисциплинарной команды профессионалов, в которую, среди прочего, входят физиотерапевты, эрготерапевты, социальные работники, учителя, врачи, аудиологи и психологи. Они используют различные стратегии, в том числе:

  • Стимулирование языкового развития: специалист взаимодействует с ребёнком, играя и разговаривая, используя картинки, книги, предметы для стимулирования языкового развития. Терапевт может моделировать правильный словарный запас и грамматику, а также использовать упражнения с повторением для развития языковых навыков.
  • Артикуляционная терапия: упражнения на артикуляцию или звукоизвлечение требуют от специалиста умения моделировать правильные звуки и слоги в словах и предложениях для ребёнка, часто во время игровой деятельности. Уровень игры соответствует возрасту и конкретным потребностям ребёнка. Логопед показывает ребёнку, как издавать определённые звуки, например, звук «р», и может показывать, как двигать языком, чтобы извлекать эти звуки.
  • Сенсорно-моторная терапия / терапия кормления и глотания: специалист может использовать различные упражнения для полости рта, включая массаж лица и различные упражнения для языка, губ и челюстей, чтобы укрепить мышцы рта для еды, питья и глотания.
  1. Социально-культурная реабилитация

-творческие курсы (оригами, бисероплетение, рисование, музыка, лепка, моделирование) с использованием классических и нетрадиционных методов работы с ребёнком;

-уход за домашними животными;

-кулинарные занятия;

-уроки этикета;

-анимационные услуги: экскурсии, тематические встречи, посещение библиотек, театров, концертов, выставок, фестивалей и других культурно-массовых мероприятий.

Именно при этих методах восстановления дети учатся принимать себя такими, какие они есть, познавать новые эмоциональные ощущения, радость общения, радость совместной творческой деятельности, обретают уверенность в себе, в своих силах и способностях. Участвуя в социокультурной деятельности, ребёнок накапливает опыт, знания, навыки, у него формируется полезная мотивация, позитивно изменяются суждения и взгляды. Творчество помогает детям решать проблемы и преодолевать трудности.